Консультации педагога по ИЗО. Автор: ИЗО Черепанова Н.М.

Почему дети рисуют?

Наблюдая начальную стадию детского рисования, разные ученые отмечали одинаковые или очень сходные факты, но по-разному объясняли причину зарождения рисования у ребенка.

Одни считали, что так проявляют себя врожденная “графическая потребность” и излишки нервно-мускульной энергии.

Другие связывали это  с определёнными этапами созревания интеллекта.

Третьи видели в этом проявление инстинктов и подсознательных влечений.

Дальнейшие наблюдения за началом графической активности детей привели к следующему выводу: причиной начала рисования является подражание ребенка к действиям взрослых.

Когда начинается графическая активность?

Сроки начала рисования у разных детей неодинаковы – колеблются от 11-месячного до 4-х летнего возраста. При этом уровень нервно-мускульного и интеллектуального развития этих детей значительно не различается.

Как может начаться графическая активность?

  1. Ребенок может самостоятельно обнаружить, что папина авторучка и мамина губная помада наделены замечательным свойством – оставлять следы на стене, полу, дверях. Скоро это открытие может стать бедствием для семьи.
  2. Лучше если бумагу и карандаш ребенок вовремя получит от взрослых, например,папа в красивой коробке принесет бумагу и один карандаш (для начала, черного цвета, т.к. осталяет яркий след, важны длина и толщина: 2/3 длины от обычного и довольно толстый).

Для справки: Дети очень любят оставлять каракули в книгах.

Можно ли по каракулям диагностировать эмоциональное состояние ребенка, знаки его подсознительных влечений?

Нет. Ребенку “совершенно незнакомо важнейшее понимание того, что сама линия одним свойством своего построения может сделаться непосредственным выражением настроения и волнения души” – этот вывод Л.С. Выгодского справедлив и для начальной стадии, и для всей изобразительной деятельности детей.

Чем полезна эта деятельность?

  1. Ребенок получает удовольствие.
  2. Формируется согласованность или координация зрительно-двигательной системы ребенка.

Роль родителей в этот период.

  1. Вы можете обогатить формирование произвольных действий малыша.
  2. Постепенно знакомьте детей с графическими инструментами:

Графитный карандаш. Должен быть достаточно мягким со знаком М или 2М, длиной 2/3 стандартной величины. Затачивать ножом, но не точилкой.

Цветные карандаши. Вначале 4 цвета (красный, желтый, синий, зеленый) и черный. Так ребенку легче запомнить.

  1. Важно терпеливо показывать

малышу, как держать карандаш. Держим между большим, указательным и средним пальцами. Надо часто показывать правильное положение.

  1. Помогите освоить разную амплитуду движений:

Малая амплитуда и отрывистые движения – это полезно для развития мелких мышц кисти руки.

Широкие, размашистые движения – совершенствуют руку в целом.

  1. Совместные занятия с малышом – это не специальные занятия, на которых родители учат рисовать разные линии по заготовленному образцу.

Совместные занятия с малышом – это наблюдение за тем, как рисует ребенок, небольшая коррекция и главное: радуйтесь вместе с ним, одобряйте, просите повторить какой-то штрих, посоветуйте сделать линию новой конфигурации, покажите её в воздухе или без карандаша на листе.

Зачем вообще нужно рисовать?

 Понятно, что не каждый ребенок станет профессиональным художником, скульптором или резчиком по дереву. И все же изобразительная деятельность – необходимое условие нормального физического и психического развития. Пользоваться при еде ложкой или вилкой ваш малыш научится сравнительно быстро. А вот научиться управляться с карандашом или кисточкой не так-то просто. Чем раньше ребенок начнет рисовать, тем раньше разовьются у него сложные движения кисти, например вращательные.

            Рисуя или создавая что-то из пластического материала, ребенок развивает свое пространственное мышление, глазомер, зрительно-моторную координацию. Ведь ему нужно соотнести размер и расположение отдельных частей, связать их единой композицией. При выполнении больших работ он учится планировать свои действия, подбирать соответствующие замыслу материалы. Доводя свой замысел до конца, ребенок понимает, что он может создать что-то неповторимое. Если при этом вы повесите лист бумаги с его каракулями на стенку, то подтвердите его уверенность в своих достижениях.

            Наконец, в рисунке или пластическом материале малыш может передать свое видение и ощущение окружающего мира, выплеснуть страхи, отрицательные эмоции или поделиться положительными. Недаром детские рисунки психологи используют для анализа эмоционального состояния ребенка.

Как научить ребенка правильно держать ручку или карандаш?

Обратите особое внимание на то, как сидит ваш ребенок. Он должен знать правила:

  • сидеть прямо;
  • придерживать бумагу рукой, свободной от рисования;
  • локти не должны быть прижаты к телу и тем более не должны висеть.

Родители должны подготовить для своего ребенка стол и стул по росту. Желательно, чтобы крышка парты или стола была наклонной. Так ваш малыш будет меньше уставать. Всегда обращайте внимание на то, на каком расстоянии от глаз находится бумага.

 Положите перед ребенком карандаш перпендикулярно к телу (посередине линии), заточенным концом от ребенка. Щепотью (большим, указательным и средним пальцами) малыш должен взять за незаточенный конец карандаша и передвигать пальцы к другому концу скользящим движением, опираясь заточенным концом о поверхность стола. Пальцы правильно распределятся. Зафиксируйте внимание ребенка на этом и чаще напоминайте о правилах: как правильно сидеть, держать карандаш и как должна лежать бумага.

Обычно малыши очень крепко сжимают карандаш или ручку. Пальцы потеют и быстро устают. В этом случае нужно сделать упражнения на расслабление. Хорошо помогают научить ребенка расслаблять пальцы при письме занятия с красками. Когда ребенок работает с кистью, то он расслабляет пальцы, делая широкие мазки.

Упражнения на расслабление.

Напряженные мышцы “непослушны”, плохо управляемы. Для того чтобы появилась возможность свободно и точно управлять ими, необходимо расслабить мышцы, снять с них напряжение. Дети могут почувствовать расслабление мышц только тогда, когда им сначала предлагают сильно сжать кулачки и долго подержать их в этом состоянии. А затем им предлагают их разжать (расслабить) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – длительным. У каждого ребенка должно сложиться своеобразное представление о расслаблении (“как кисель”).

Упражнения

Кошка мышку цап!

 Подержала, подержала.

 Отпустила.

 Мышка побежала,

 Хвостиком махала –

 До свиданья.

Пальчик о пальчик тихо бьем, (2 раза)

 А потом в ладоши громко бьем,

 Хлопаем в ладоши – бом. (3 раза)

Руки на коленях, кулачки сжаты,

 Крепко напряжены, пальчики прижаты.

 Пальчики сильней сжимаем.

 Отпускаем, разжимаем.

 Знайте, девочки и мальчики,

 Отдыхают ваши пальчики.

“Кулачки”. Сожми пальцы покрепче в кулачок (руки лежат на коленях), чтобы побелели косточки. Теперь расслабь руки.

Руки на коленях,

 Кулачки сжаты.

 Крепко, с напряженьем

 Пальчики прижаты.

“Олени”. Подними над головой скрещенные руки с широко расставленными пальцами (“рога”). Напряги руки, с силой раздвинь пальцы. Затем урони руки на колени, расслабься.

Посмотрите: мы – олени!

 Рвется ветер нам навстречу!

 Ветер стих.

 Расправим плечи,

 Руки снова на колени.

 А теперь – немного лени.

“Штанга”. Встань. Представь, что поднимаешь тяжелую штангу. Наклонись, “возьми” ее. Сожми кулаки. Медленно поднимай руки. Они напряжены. Тяжело! Подержи штангу. Бросай ее.

Мы готовимся к рекорду,

 Будем заниматься спортом.

 Штангу с пола поднимаем…

 Крепко держим… и бросаем!

 Наши мышцы не устали –

 И еще послушней стали!

“Звонок”. Руки полусогнуты, опора на локти. Встряхивай по очереди кисти рук.

Поглаживание. Разгладь лист бумаги ладонью правой руки, придерживая его левой рукой, и наоборот.

Постукивание. Постучи по столу расслабленной кистью правой, а потом левой руки.

Несколько полезных советов для взрослых

Какие условия следует создать для оптимального развития творческих способностей ребенка? Однозначный ответ на этот вопрос психологи еще не дали. Поэтому проблема остается актуальной до нынешнего дня. Существуют разные подходы и рекомендации. Так, например, американский психолог Дж. Смит написал на эту тему книгу, которая особенно ярко отображает типичный подход к учебе творчества, которое существует сегодня в большинстве зарубежных авторов.

Учеба творчества, по мнению Дж. Смита, станет возможным, если будут созданы такие основные условия:

условия физические, то есть наличие материалов для творчества и возможности в любую минуту действовать с ними;

условия социально-экономические, за которых ребенок имеет ощущения внешней безопасности, то есть знает, что его творческие проявления не получат негативной оценки со стороны взрослых;

психологические условия, содержание которых заключается в том, что у ребенка формируется ощущение внутренней безопасности, раскованности и свободы, за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний.

     Но роль взрослых в этом процессе не ограничивается лишь созданием условий. Она заключается еще и в том, чтобы активно помогать малышу в развитии его творческих способностей. По этому поводу полезные рекомендации разработал американский психолог Дж. Гауэн. 
     Вот наиболее интересные из них:

Создайте ребенку уютную и безопасную психологическую базу для его поис-ков, к которой он мог бы возвращаться, если будет напуган собственными открытиями.

Поддерживайте склонность ребенка к творчеству и выявляйте сочувствие к неудачам. Избегайте неодобрительных оценок его творческих идей.

Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любознательность, вопрос и идеи ребенка. Пытайтесь отвечать на все вопросы, даже если они кажутся дикими и абсурдными. Объясняйте, что на многие его вопросов не всегда можно ответить однозначно. Для этого нужно время, терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении.

Давайте дошкольнику возможность побыть одному и позволяйте, если он того хочет, самому заниматься своими делами. Избыток опеки может подтормозить его творчество. Желание и цели детей принадлежат им самим, а родительская помощь может иногда восприниматься как “нарушение границ” личности.

Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи рядом с другими идеями и их носителями. Таким образом, его самого, в свою очередь, будут ценить другие.

Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство безопасности, любви, уважения, к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого несвободна основными потребностями, меньше способен достичь высот самовыражения.

Проявляйте симпатию к его первым неловким попыткам выражать свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными окружающим.

Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые попытки — какими бы неудачными они не были. Относитесь к ним с теплом: малыш стремится творить не только для себя, но и для тех, кого любит.

Помогайте ребенку стать “умным авантюристом” и временами возлагаться в познании на риск и интуицию; достовернее всего, именно это поможет сделать настоящее открытие.

Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и преодолеть негативную реакцию однолеток. Чем больше вы предоставляете возможностей для конструктивного творчества, тем плотнее закрываются клапаны деструктивного поведения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совсем нежелательном направлении.

Интересная статистика

Креативность достигает пика в возрасте от 3,5 до 4,5 лет, а также растет в первые три года учебы в школе; снижается в течение следующих одного-двух и потом получает новый толчок, возможно, в связи с повышением уровня физического развития.

Креативность неоднозначно зависит от образования. Большинство детей те-ряют свою спонтанную отвагу, когда они становятся “окультуренными”.

Период жизни человека от 2,5 до 7 лет психологи называют вторым возрастом вопросов (первый возраст — от 1 года до 2,5 лет). На конец этого периода наблюдается “пик любознательности” — наибольшее количество вопросов в речи детей, после чего отмечается спад.

Маленький художник

Ценность любого произведения изобразительного искусства заключается в отражении художником своего внутреннего мира, отношения к окружающей среде, в эмоциональности и экспрессивности. Чем раньше мы будем развивать эмоционально-чувственный мир ребенка, тем ярче будет он сам и продукты его творчества.

   В дошкольном периоде особое значение имеет развитие образных форм познания окружающего мира-восприятия, воображения, образного мышления. Задача педагога – развить интерес к изобразительному искусству и потребность в нем.

  Занятия  изобразительной деятельностью способствуют развитию чувственного аппарата маленького ребенка. Ведь дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования работы органов чувств, накопления информации о качественном многообразии окружающего мира.

  Хочется отметить, что именно четырехлетние дети  достаточно хорошо владеют карандашом и кистью как средством, передающим настроение, эмоции и ощущения. Ребенок непосредственно передает свое отношение к изображаемому, обозначает на листе существенные признаки предмета, может заменить объект каким-либо знаком.

Все названные основные направления психического развития ребенка активно формируются на грани четырех лет, поэтому так важно не упустить этот момент и начать грамотно развивать ребенка как самодостаточную и творческую личность.

  Дошкольник приобретает знания через тесный контакт с материальным миром. Именно в этом возрасте для ребенка не представляет особого труда спроецировать чувственный опыт на цвет, линию, форму, звук и движение. У маленького человека все каналы восприятия открыты, а мы лишь помогаем ему сначала узнать, потом найти и извлечь самое ценное, что он хранит в себе, его чувства, а затем удивиться им и запомнить их.

  Маленький ребенок говорит руками, не обладая пока возможностью выразить в полной мере свои чувства и ощущения словесно. Речью ребенка становиться рисунок, умение творить на листе. Поэтому очень важно предоставить ребенку свободу действий и богатый выбор изобразительных средств.

Материалы и инструменты.

Что-то вы, конечно, купите в магазине, а кое-какие инструменты и материалы для юного художника можно сделать самим или просто найти в доме, например, на собственной кухне.

Краски и восковые мелки

 Не спешите приобрести малышу краски с большим набором цветов. Для начала достаточно будет, если вы дадите три основных цвета – красный, желтый, синий. Хорошая возможность показать ребенку, как можно получить другой цвет, – смешать основные. Например, зеленый можно получить из синего и желтого, оранжевый – из красного и желтого и т. д.

 Для самых маленьких лучше выбирать порошковые краски, которые можно разводить до нужной густоты. Старшие дети вполне смогут работать с акварелью.

 Мелков поначалу тоже не нужно слишком много. Выбирайте самые удобные мелки для детской руки – толстые и короткие. Тонкие мелки обычно ломаются, поскольку малыши слишком сильно надавливают на них.

 Может быть, ребенку больше понравится рисовать не мелками, а фломастерами – из-под них выходят более четкие линии. Только удостоверьтесь, чтобы эти фломастеры были водорастворимыми. Хотя карандаши все же предпочтительнее: карандашный рисунок разнообразнее по тональной гамме, что обусловлено разной силой нажима на карандаш. Это развивает мелкую моторику.

Вторая жизнь мелков

 К сожалению, мелки легко ломаются, крошатся. Храните их остатки в банке на кухне. Когда их наберется достаточно много, возьмите фольгу, насыпьте в нее остатки мелков и заверните фольгу так, чтобы получился толстый “карандаш”. Несколько таких карандашей разложите на противне и поставьте в нагретую до 300 градусов духовку на несколько минут. Готовые изделия остудите. Остатки разного цвета смешаются, и получится новый интересный инструмент для рисования.

Кисти и другие приспособления

 Их понадобится несколько – лучше всего для краски каждого цвета использовать отдельную кисточку. Для самых маленьких художников подойдут поначалу толстые кисти. Но по мере того как будут развиваться тонкие ручные навыки ребенка, он сможет работать кисточками разной толщины.

 Кроме кисточек, для рисования можно использовать самые разнообразные приспособления. Например, собственные пальчики… А еще подойдут губки из ванной, скомканная бумага, скрученные из ткани узелки, ватные шарики и многое другое. Покажите малышу, как погружать их в краску и прижимать к поверхности бумаги. А потом он сам начнет экспериментировать с различными приспособлениями и получать разнообразные эффекты.

Бумага

 Бумаги понадобится, конечно, очень много и разного качества. Даже приличной толщины альбом для рисования может оказаться разрисованным за пару дней. А потому самый экономичный выход – дать ребенку рулон ненужных обоев или исписанные с одной стороны, но чистые с оборотной листы. Ну а если рисунок предназначается в подарок, тогда малыш, конечно, воспользуется качественной бумагой.

Первый рисунок ребенка

Начиная обучение, надо познакомить ребенка с тем, что в результате движений руки с карандашом по бумаге остаются линии и штрихи. «Вот, как получилось», «Вот, как нарисовал», — говорят малышу взрослые, и он сам начинает смотреть на то, что нарисовал. И совсем не важно, что разнообразные штрихи и линии еще не являются рисунком в полном смысле этого слова, но они очень важны для последующего овладения рисованием как средством изображения.
        Увлекаясь новыми движениями карандашом (фломастером), малыш наносит все большее количество линий и штрихов, рука его крепнет, и движения становятся увереннее и разнообразнее. От этого и линии приобретают иной характер. Они закругляются, ломаются под углом, появляются зигзаги. Ребенок овладевает перекрещиванием линий. Однако чаще все это получается случайно. Не всякую линию он может по предложению взрослого повторить. Ему не всегда удается направить движение руки согласно определенной цели. В рисовании еще много нецеленаправленных движений, не связанных с получением определенного результата. Он не может сознательно в нужной точке остановиться, чтобы получить линию определенной длины, а рисует, как выйдет.
       Благодаря неоднократному повторению одних и тех же движений ребенок упражняется в начертании тех или иных линий. При этом движения становятся более смелыми, быстрыми. Следы на бумаге начинают все больше привлекать ребенка. С возрастающим интересом он следит за движениями руки и получающимися на листе яркими линиями, обращает внимание на их конфигурацию. И вот наступает очень важный момент в развитии рисовальных движений и в умственном развитии ребенка: он начинает соотносить движение руки с характером получающихся штрихов, линий, понимать их зависимость друг от друга и пытается повтори